«Ленфильм»


«Ленфильм»

«Ленфильм» (Кировский проспект, 10 и в Сосновой Поляне), Основан в 1918 как Петроградский кинокомитет при Наркомпросе (создан на базе киноподотдела внешкольного отдела Государственной комиссии по просвещению); до 1934 «Киносев», «Севзапкино», «Совкино» и др.; с 1934 современное название. Первый художественный фильм — «Уплотнение» (1918, сценарист А. В. Луначарский, режиссеры А. П. Пантелеев, А. И. Долинов, Д. Х. Пашковский). В 1924 при непосредственном участии «Севзапкино» было создано Бухарско-русское кинотоварищество («Бухкино», затем «Узбеккино»), положившее начало развитию кинематографии Средней Азии. В 20-е гг. происходило становление «Ленфильма» как творческого коллектива, когда наряду с мастерами дореволюционного поколения (В. И. Висковский, В. Р. Гардин, Ч. Г. Сабинский и др.) стали работать молодые режиссёры, создававшие советское киноискусство, — Фабрика эксцентричного актёра (ФЭКС) Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, Киноэкспериментальная мастерская (КЭМ) Ф. М. Эрмлера, позже творческая мастерская С. А. Юткевича и др. В 30-е гг. были поставлены фильмы, ныне ставшие классикой советского кино: трилогия о Максиме режиссера Козинцева и Трауберга, «Пётр Первый» В. М. Петрова, «Депутат Балтики» А. Г. Зархи и И. Е. Хейфица, «Чапаев» братьев Васильевых, «Человек с ружьём» Юткевича и др. В годы Великой Отечественной войны «Ленфильм» был эвакуирован в Алма-Ату (1941—44) и вошёл в состав Центральной объединённой киностудии художественных фильмов (ЦОКС). Операторы «Ленфильма» вели документальные съёмки на фронтах и в осаждённом Ленинграде. В послевоенные годы на студии наряду со значительными работами «старых» ленфильмовцев («Дело Румянцева» и «Дама с собачкой» Хейфица, «Дон Кихот» и «Гамлет» Козинцева) появились интересные фильмы представителей нового режиссёрского поколения «Ленфильма» («Родная кровь» М. И. Ершова, «Рабочий посёлок» В. Я. Венгерова, «Начальник Чукотки» В. В. Мельникова, «Чужая родня» М. А. Швейцера и др.). 70—80-е гг. связаны с созданием картин, отличающихся гражданственностью и социальной активностью, поиском новых средств киновыразительности: «Премия» С. Г. Микаэляна, «В огне брода нет» и «Прошу слова» Г. А. Панфилова, «Монолог» и «Чужие письма» И. А. Авербаха, «Двадцать дней без войны» и «Мой друг Иван Лапшин» А. Г. Германа, «Отпуск в сентябре» Мельникова, «Ключ без права передачи» и «Пацаны» Д. К. Асановой, «Торпедоносцы» С. Д. Арановича, «Садовник» В. И. Бутурлина, «Оно» С. М. Овчарова, «Дни затмения» А. Н. Сокурова и многие др. В 1990 на базе производственно-творческих объединений, преобразованных в самостоятельные студии, создана киноассоциация «Ленфильма» , образован ряд совместных и малых предприятий и кооперативов. Ежегодно «Ленфильм» выпускает несколько десятков полнометражных художественных фильмов, а также короткометражные и рекламные фильмы. Дублируются фильмы, выпускаемые на языках народов СССР и зарубежных стран. На «Ленфильме» осуществляются совместно постановки с зарубежными студиями и мастерами. Деятельность «Ленфильма» отмечена многими премиями на кинофестивалях, а также Государственными премиями СССР и РСФСравни «Ленфильм» награждён орденом Ленина (1935) и Трудового Красного Знамени (1976). Многотиражная газета «Кадр» (с 1930).

На Кировском проспекте размещаются съемочные павильоны, творческие и производственные помещения, административная служба, в Сосновой Поляне — съемочные павильоны, цех обработки плёнки и др. Здесь же строится комплекс «Большого “Ленфильма” ».

Литература:
Из истории Ленфильма, в. 1—4, Л., 1968—75.


Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1992.